Взяв пример с Франции, где на всех въездах в столицу соорудили заставы, Екатерина II также решила соорудить ворота с кордегардиями на дорогах, которые вели в Петербург. На подобных заставах при въезде в город можно было взимать налоги и пошлины на ввоз некоторых продуктов сельского хозяйства и ремесла. К постройке этих ворот был привлечен и Кваренги.
Итак, было решено, что на западной границе Петербурга, которая являлась самой оживленной, будут стоять гранитные ворота. Они появились здесь в 1784 году. Изображение этих ворот было запечатлено на рисунке неизвестного автора конца 18 века, хранящемся в ГМИЛ. Данная застава Петергофа была воссоздана по упрощенному проекту Кваренги, который сохранился в ГВАХ и ГМИЛ.
В прекрасной галерее Венецианской академии художеств есть не только проект фасада Петергофской заставы, но и схемы и чертежи других ворот, фланкирующих башенные композиции. Архитектор придал воротам города подчеркнутый и точный монументально-неприступный облик, что, скорее всего, было навеяно его воспоминаниями об известных воротах 16 столетия в некоторых итальянских городах, например, в Бергамо (проект Винченцо Скамоцци) или в Вероне (которые построил архитектор Микелли Санмикеле).
Кваренги дополнил суровую и тяжелую каменную кладку ворот трехчетвертными колоннами, а на их стволы нанизал квадры, которые включил в рустованную структуру общей городской стены. Подобного рода прием, который считается формальным, но в то же время усиливавшим пластику сооружения, появился в России давно. Этот прием был знаком архитектору по петербургским конструкциям, к примеру, по Невским воротам Петропавловской крепости, которые были запроектированы в 1780-ом архитектором Львом, с кем Кваренги находился в дружеских отношениях.