Не только с правлением, но и самой личностью императора Адриана связано множество важных страниц истории архитектуры Рима. Адриан (117-138 г.г.) был достаточно образованным человеком, он крайне интересовался различными искусствами, более того занимался архитектурой чуть ли не в качестве самого настоящего профессионала. Две трети своей жизни император провел в путешествиях по далеким и близким провинциям, что помогло ему лучше познакомиться на практике со многими великими архитектурными вещами из наследия эллинизма и классической Греции.
Адриан отказался от завоевательной политики (что было важно почти для всех его предшественников), но все же уделял огромное внимание постройке качественных пограничных укреплений и обороне внешних границ своих территорий. Но все же именно внутренние дела великой Империи и интересы как раз художественной культуры были предметом особых забот правителя. Особое внимание он уделял Греции, которая к тому времени немного потеряла свое политическое значение, при этом сохраняла свою роль основного центра духовной культуры всего прославленного античного мира.
Во времена Адриана в моду снова вошли греческие художники. К тому же покровительство Греции, особенно Афинам, выражалось в широко проводимых реставрационных мероприятиях Адриана. Именно при нем стали возводить новые Афины (так называемый Адрианополь); даже храм Зевса Олимпийского наконец-то был закончен, то есть спустя 600 лет после его первоначальной закладки. К тому же была сооружена большая система водопровода. В этот период восстанавливались многие древние храмы Греции.
Был огромный штат мастеров, которые работали по заказу императорского двора не только в столице, но и в провинциях, несмотря на то, что попытка обновить уже отжившее была точно обречена на гибель.
Надо сказать, что общий процесс эллинизации культуры Рима продолжался без перерыва; к греческой культуре обращались и другие народы Империи. Например, молодые народы-варвары пытались создать свои варианты вещей эллинистическо-римского искусства. Со временем обновление и одновременно огрубение декоративной архитектуры стало чувствоваться даже в столице, особенно при планировке больших сводчатых сооружений.